Tilda Publishing
Свидетельство гос.регистрации №692153577
Городская Специализированная
Ритуальная служба


Tilda Publishing
Городская Специализированная
Ритуальная служба


Свидетельство гос.регистрации №692153577

Тризна: история обряда

Слово, несмотря на свою древность и редкость, хорошо известно многим современникам. Однако лишь единицы знают его верное значение и представляют, как проходили связанные с ним ритуалы.

Тризна длилась в течение три дня. Такая продолжительность и, кстати, само название, были символическими и происходили от слова «три». Каждый день прощания привязывался к конкретному измерению и нёс свою символику: оплакивания, пира, игрищам.

Первый день – подготовка покойника


Человека оставляли в одежде, в которой он встретил смерть, и заносили в дом. Собиралась вся семья кроме беременных женщин (им было нельзя не только касаться покойника, но и принимать участие в ритуальных обрядах).

Затем женщины рода, только уже взрослые и замужние, желательно имеющие детей омывали и наряжали покойного.

Пока мертвец находился в доме, все присутствующие следовали чётким правилам и совершали ряд ритуалов. В первый день готовили поминальный стол: кутью и постные блины, которые подавались холодными. Как и ко всему ритуальному и важному, ни к готовке, ни к омыванию покойника не допускали молодёжь – так символически наши предки оберегали от прикосновения смерти тех, кто ещё не успел пожить.

Второй день – пиршество

Блюда, которые начинали готовить накануне, а также только что приготовленную по случаю еду (например, кисель или пироги) выносили к гостям. Сам пир проводился на возвышенности, на которую ставили стол.

В центре садились родственники, затем – далёкая родня и друзья. Молодёжь сажали либо за самый дальний конец стола, либо – за отдельный стол. Опять же, чтобы мёртвое не соприкасалось с тем, в ком жизнь только начинается.

Интересен столовый этикет. Пироги никогда не разрезались ножом – их разламывали руками, чтобы з них шёл пар, который, по поверьям, ассоциировался с душами умерших. Кутью и холодные блины присутствующие должны были попробовать обязательно: из уважения к семье покойного и как символизировавшие вечную жизнь блюда.

Смех считался дурной приметой – значит, человек скоро получит известие о смерти в своей семье.

Когда застолье подходило к концу, собравшиеся делились историями о покойном, рассказывали о его положительных чертах и достижениях.

Третий день – игрища

За периодом застолий начинались ритуалы с военной тематикой. Если хоронили воина, отдавшего жизнь в битве, сослуживцы реконструировали битву, ставшую роковой для усопшего, роль которого играл лучший друг или самый близкий родственник мужского пола.

Участники обряда обязательно надевали доспехи. Интересно, что сидеть в них за поминальным столом было дурной приметой, поэтому после обеда воины переодевались.

Когда третий день подходил к концу, место игрищ и поминального стола засыпали песком. А посередине площадки вбивали чур (статую-оберег в память о человеке).