Tilda Publishing
Свидетельство гос.регистрации №692153577
Городская Специализированная
Ритуальная служба


Tilda Publishing
Городская Специализированная
Ритуальная служба


Свидетельство гос.регистрации №692153577

ПОМИНОВЕНИЕ В ИУДАИЗМЕ


День похорон

В день погребения умершего не поминают. Трапезу сочувствия в дом приносят соседи и друзья. Она состоит из сваренных вкрутую яиц (символ Вечности), картофеля в мундирах или отваренного целиком (символ необъятности постигшего горя), чечевичной или бобовой похлёбки (для поддержания сил) и хлеба. Таким образом, домочадцев усопшего избавляют от бытовых хлопот.

Траур

После смерти человека для его родственников начинается период «шива» – семидневный глубокий траур по ушедшему. Всё это время они не моются, не расчёсываются, не стригут ногтей, волос и бороды, не носят кожаной обуви, носят надорванную одежду в соответствии с требованиями похоронного обряда «криа» (ритуальный надрыв одежды в знак скорби по умершему) и сидят на полу или на низкой табуретке. Все помыслы направлены на переживание потери. В это время их навещают близкие семьи и выказывают свои соболезнования. Для них дверь держат открытой, чтобы входящие в дом не отвлекали скорбящих.

Следующий период траура «шлошим» длится до 30-го дня после захоронения. Допускается соблюдение минимальной гигиены, хождение на работу, совершение обязательных домашних работ. В последний день шлошима следует посетить могилу. По родителю старший мужчина в роду читает в синагоге «Кадиш» в присутствие миньяна. Если в семье остались только женщины, то молитву прославления святости Всевышнего заказывают читать постороннему иудею-мужчине.

Никаких застолий по окончании шивы или шлошима не устраивают.

Йорцайт

Поминают умершего иудея на годовщины. На иврите день именуется "йом зикарон," а на идиш "йер цайт". Причём первая годовщина отмечается на дату погребения, а в последующие годы – на дату смерти. Вечером накануне йорцайт зажигают масляную лампу или большую свечу. Допустимо, чтобы горела электрическая лампочка, если нельзя заменить ее естественным огнём. Светильник должен гореть всю ночь и следующий день до первой звезды.

Место захоронения посещают ровно через 12 месяцев. Заметим, что в високосный год дата не совпадает с йорцайт. После наносят визит в синагогу, где в присутствии свитков Торы читают поминальную молитву (аскару или изкор), псалмы из книги Теилим, а также Кадиш, если собрался миньян. Принято в этот день давать пожертвование (цдаку), дабы она была засчитана как заслуга покойного.

Музыке и развлечениям не место в йорцайт. Во многих еврейских общинах в годовщины по родителям постятся. Но это не значит, что нельзя пригласить близких и родственников за общий стол. Трапеза может быть непродолжительной. Перед её началом все собравшиеся называют имя поминаемого и говорят, что обед устроен для подъёма его души. Как такового установленного меню не существует. Главное в этот день не еда, а слова Торы, которые помогают душе упокоенного подняться выше по духовной лестнице в иных мирах.

Дни поминовения у иудеев

В иудаизме существует ещё четыре праздника, в которые поминают ушедших в мир иной:

  • Йом Кипур или День искупления;
  • Шмини Ацерет или восьмой день после праздника Суккот (в Израиле совпадает с Симхат Торой);
  • Последний день Песах (седьмой в Израиле, восьмой – в диаспорах);
  • Шавуот или День дарования Торы.
Утром в эти дни в синагогах читают Тору и поминальные молитвы. При невозможности посетить синагогу, поминальная молитва читается в домашних условиях.

В каждый из указанных дней определён свой праздничный стол. Например, для Шавуот – только молочное. Потому поминальная трапеза не устраивается.
Посещение кладбища для поминовения

Место погребения посещают на 30-й день после похорон, через 12 месяцев и в годовщины смерти. К могиле не приносят цветов или прочей атрибутики. Поминальный визит на кладбище иудеи отмечают небольшими камешками у надгробия. К могиле следует приходить только один раз за одно посещение кладбища. На надгробие в знак поминовения принято класть левую руку.

Поминальные молитвы

В дни поминовения после произнесения слов Торы произносят поминальные молитвы:

  • Изкор – для почивших родителей;
  • аскара – для прочих родственников, друзей, знакомых;
  • Кадиш – при полном миньяне для прославления имени Всевышнего.
При произнесении Изкор упоминают еврейские имена почившего и его отца. При чтении Изкор или Кадиш-Ятом (кадиш сироты) те, у кого оба родителя живы, покидают стены синагоги. В течение первого года те, у кого нет матери или отца, не читают поминальную молитву самостоятельно, а присутствуют при произнесении. После прочтения Изкор скорбящие обязательно совершают подаяние (цдаку), поскольку о ней говорится в тексте молитвы.

Кадиш

Особое место в иудаизме отводится молитве Кадиш. По сути, она не является поминальной, а прославляет Господа. Читают её стоя и только при полном миньяне (наличии 10 мужчин-иудеев) по завершении общей молитвы или после прочтения псалмов. Существует 4 формы Кадиша. Из них при поминовении произносится Кадиш ятом (кадиш сироты).

Главное предназначение Кадиша – поддержать человека. Испытывая невыносимое горе, близкие родственники могут усомниться в деяниях Бога. Трёхкратное ежедневное повторение молитвы на протяжении 11 месяцев до йорцайт поможет смириться с потерей. Прославление Воли Всевышнего из уст скорбящего приобретёт оправдательный характер: «Да, меня постигло несчастье, но я продолжаю прославлять Господа за его деяния».

Читает её старший сын независимо от возраста: даже не достигший религиозного совершеннолетия мальчик может читать молитву в случае смерти своих родителей. Дочь читать Кадиш не обязана, но это допускается, если в роду нет мужчин. В общем случае при отсутствии у умершего сыновей прославление имени Всевышнего доверяют произносить одному из членов общины.


Возможно, вам будет интересно:

ПОХОРОНЫ В ИУДАИЗМЕ