Tilda Publishing
Свидетельство гос.регистрации №692153577
Городская Специализированная
Ритуальная служба


Tilda Publishing
Городская Специализированная
Ритуальная служба


Свидетельство гос.регистрации №692153577

Смерть в славянских верованиях, погребальная обрядность

Человеческая плоть сложена четырьмя стихиями: водой, землей, огнем и воздухом. Земля состоит из костей, мышц и других, имеющих твердую структуру в телесе. Водой же служит вся кровь, соки и иные жидкости. Огнем зовут жар внутри люда, который помогает свершению процессов в организме (пищеварение и т.д.). При жизни человеку дается вдох (ярь) и выдох (марь), то есть – воздух.

Смертью зовут разложение этой природы. Когда она приходит, отделяется Земля. Человек перестает двигаться, и столбенеет он. От этого к сознанию приходит мор. Говорят, что умирающий видит Воду – он будто среди моря, или к нему со стен и пола движется водица. Тело сохнет и подступает Огонь. Все видится в дыме и пожаре. Уходит Огонь, отходит и Воздух. И ветер, который окружает все пространство, уносит последние видения. Наступает Тьма.

Душа человеческая выходит в Кромку. Та же являет собой миром Снов. Жизненная нить разрывается, ибо душа отделилась от тела. Возникает ощущение легкости, и взлетом, или падением проходит чрез темень под звуки жужжащего пчелиного роя. Принято, что оказавшись здесь все видится обычным, словно и не было кончины. По этой причине души не могут поверить в то, что они отделены от телесной жизни.

И тут происходят удивительные вещи: их не замечают люди, невозможно тронуть предметы и взять их. В мгновение душа может оказаться в местах, где была ранее, увидеть людей, с которыми когда-то были вместе. Она ходит, провожает и расстается с родными, близкими, и тем, что ей было дорогим.

Однако, ей надо уходить. В древних славянских сказах описывается, если сущность чистая – значит легкая и переходит в Ирий, если запятнанная во лжи, в убийствах – падет в горящую реку Смородину, и ниспадет в Подземье, где страдает там, в его пекле.

Погребение

В обычаях славянских хоронят человека в течении 3 дней. Тело сжигают, либо хоронят:

1. При сожжении на погребальном костре (Крада), прах закапывают или рассеивают ветрами над водой.

2. В ином случае, тело укладывают в домовину, погребая в земле.

В языческие времена умершего отпускали с ладьей или лодкой, в соответствии с воздаваемыми почестями за прижизненные поступки, подвиги, с посмертными дарами, обсыпая зерном. Если покойный занимал высокое положение с ним в иной мир отправляли вместе с конем. Жена мертвого, решившая по воле своей сожжению, прославляла свой Род навек. После прогорания костра, насыпали погребальный памятник (курган), высь которого определялась по статусу покойного. В дальнейшем на тех местах проводилась тризна в честь похороненного.

Запрещалось совершать Краду тому, кто вел пустую жизнь. Покойников, сведших жизнь самоубийством, или же, убитых, умерших не от старости, которые совершали позорные поступки, совершивших убийство, злодеяние – не допускали в Священному огню. Их хоронили вдали от кладбищ, на перекрестках. Если же неупокоенный был злым чародеем, шаманом – ему отсекали голову, в сердце оставляли осиный кол, отрубали конечности и наваливали поверху тяжелыми камнями, дабы не вредил живым. Места их захоронений считаются проклятыми.

Порядок похорон

За ходом соблюдения проведения похоронного обряда согласно традициям смотрят старейшины рода. Именно они готовят умершего к погребению.

При шитье одежды – оставшуюся ткань складываются в домовину, дабы потом почивший не вернулся за своим. Шьют таким образом, чтобы игла шла от себя. Также принято, что если другой умерший просит о предметах, то их кладут в чужую домовину на похоронах. Старейшины заботятся о том, что ложится в гроб, и за тем, чтобы незнакомцы не подходили к усопшему. Руки и ноги мертвого связываются, подвязывают нижнюю челюсть, накрывают плотной тканью.

Затем следует обмывание тела. Нанимают людей в возрасте. Одежду, которой обмывали, сжигают за порогом дома. Воду сливают не в местах, где люди ходят. Сразу наемникам не благодарят, чтобы не было еще смерти. Далее облачают усопшего в белую одежду. Есть правила: например, рубаху на покойнице застегивать надобно слева-направо и т.д. Умершему мужу не бреют бороду.

Гроб делают точно по размеру почившего. По дну домовины раскладывают усохшие листья, покрывают плотной тканью. Под голову кладут подушку, которая набита сухой листвой. Вторую часть домовины оставляют снаружи, возле входа в дом, ближе к углу. На окно вешают рушник белый, в знак о том, что в доме умерший. Он висит сорок дней. До наступления сороковин увешивают холстом зеркала, имеющиеся в доме.

В доме старые женщины читают молитвы, родственники, дети, молодые уходят прочь до похорон. Для того, чтобы не страшиться почившего, дотрагиваются его ног. Пол мыть нельзя, устилают веточками ели, чтобы умерший не увел за собой. На утро похорон готовят место на кладбище – родственникам нельзя. Выносят гроб с покойным по возвращению тех, кто копал могилу. После все с покойником прощаются. В этот момент можно передать на тот свет вещи, положить в гроб. Выносить умершего следует ногами вперед, не задевая дверной проем.

На скамью же, где стоял гроб можно поставить камень, чтобы место не было свободным для еще одного умершего. Из печи в угол ставят камень, оставляют до истечения сорока дней. В доме остаются пожилые замужние женщины.

Во дворе, соседи, знакомые прощаются. Начинается похоронное шествие. Перед похоронным кортежем должна идти женщина, бросающая зерно наземь. Умершего нести должны четверо мужчин через рушник, чтобы голые руки не касались домовины. За ними же шествуют все родственники, близкие, знакомые и остальные участники. После всех идет женщина, которая разбрасывает ветки ели. Тем, кто встретится, подают кусок хлеба, который завернут в рушник. Придя на место, все встают лицом на север. Волхв гласит слова заговора.

Перед тем, как опустить домовину, могиле отдают монеты, зерно, то есть кидают. После, развязывая конечности, приколачивают вторую часть гроба молотком, с одного удара.

Гроб опускают. Рушники затем оставляют. Каждый из участников посыпает тремя горстками земли домовину. Уходят, не оглядываясь. Дома же омывают руки и переодевают одежду – очищаясь после похорон.

Кремация в Минске : +37529-671-63-25